В мае мне довелось сыграть в демоверсию психологического хоррора Gray Dawn, в которой христианский священник Абрахам, обвинённый в детоубийстве, разыскивал бесследно исчезнувшего мальчика-служку, а между делом пытался доказать свою невиновность и боролся с демонической одержимостью. Тогда я предположил, что если независимые разработчики из студии Interactive Stone сумеют рассказать интересную историю и не скатятся в сплошные скримеры, то мы получим не просто красивую, атмосферную и ладно скроенную, но и очень самобытную игру. И вы наверное удивитесь, но Gray Dawn оказалась совсем не тем, к чему я готовился после знакомства с превью-билдом.

Для начала скажу, что если вы ждёте прямолинейного и глупого хоррора со страшными рожами, играми в кошки-мышки с демонами и прочими жанровыми клише, то вы не по адресу. Несмотря на сумрачную атмосферу и повсеместную жуть, долгострой от Interactive Stone оказался полноценным приключением — с разгадыванием загадок, изучением проработанных локаций и продолжительными внутренними монологами святого отца. В отличие от коллег по цеху, авторы не заваливают игроков тоннами макулатуры, а подают историю и через озвученные диалоги, и через окружение, и через катсцены, и через незначительные на первый взгляд детали. Хотя и без пресловутых писем, записок, страниц дневников и аудиозаписей не обошлось. Но, к счастью, перечисленное исполняет строго вспомогательную роль.

Gray Dawn, Interactive Stone, Horror, Indie Game, Review, Ужасы, Хоррор, Инди-игра, Рецензия, Обзор, Отзыв, Мнение Обзор игры Gray Dawn

Чем дольше играешь в Gray Dawn и чем глубже погружаешься в сюжет, тем чётче понимаешь, что отец Абрахам не такой уж идеальный и безгрешный человек. В его прошлом полным полно эпизодов, которых благовоспитанному человеку начала XX века необходимо стыдиться. Священника мучает совсем не беспочвенный комплекс вины, связанный сразу с несколькими людьми. Постепенно вы размотаете весь клубок, состоящий из тайн и противоречий, и получите ответы на большинство вопросов. Другое дело, устроят ли вас такие ответы. Да и не знаю, насколько сильно изменится ваше отношение к показанному после финала.

Не буду спойлерить сюжет, но Gray Dawn — одна из тех игр, к прохождению которых следует подходить максимально ответственно: без заранее сложившегося мнения, с лёгкой и ясной головой, без неоправданно завышенных или заниженных ожиданий. Не думаю, что описание отдельных сцен раскроет вам какие-то подробности сюжета. Но зато первое впечатление точно ослабит, а то и напрочь испортит. Так что давайте обойдёмся без этого.

В плане механики перед нами одновременно и симулятор ходьбы, и приключение. Разработчики аккуратно подталкивают к исследованию компактных локаций и поискам всего аномального, выбивающегося из общей картины. Поначалу кого-то может смутить отсутствие чётких маркеров цели и подробно расписанных задач, но на самом деле авторы никогда не бросают игрока на произвол судьбы и почти всегда ведут за руку от цели к цели. Да, в исключительных случаях можно и заблудиться, но лишь потому, что вы недостаточно широко открыли глаза и сами пропустили квестовый предмет, лежащий под носом. Ну или прослушали подсказку. В перерывах между решением головоломок Interactive Stone регулярно устраивает экскурсии по уровням, нарисованным с размахом или скрупулёзным вниманием к деталям.

Gray DawnНе обошлось, впрочем, и без крутых нюансов. Например, поначалу главному герою приходится бороться с накатывающей демонической одержимостью. Лучшая помощь в такой ситуации — святые реликвии, которые неизвестные вандалы повредили или исказили. Каждый раз, когда Абрахама начинает одолевать нечистая сила, необходимо найти святыню и привести её в надлежащий вид. Ещё священник постоянно молится и просит бога о помощи. Но вот что удивительно: несмотря на очень спорную тему, в Interactive Stone с большим уважением относятся не только к христианству, но и ко всем религиям и верованиям, а потому не скатываются в пошлую эксплуатацию темы.

Примерно в середине прохождения я расслабился и почти забыл, что играю в хоррор. И тут Gray Dawn резко напомнила о своей истинной сути: тучи сгустились, и игра начала скатываться в такую лютую дичь, которой я попросту не ожидал. К кровище и демоническим козням прибавился ещё и сюрреализм, а окружающая реальность превратилась в крайне зыбкую и непостоянную вещь. Единственное, авторы, на мой вкус, перестарались с символизмом. Настолько, что любители искать отсылки там, где их нет, и анализировать и раскладывать художественные произведения по полочкам, будут довольны.

В заключение скажу, что Gray Dawn неминуемо разочарует всех, кто ждал обычный и банальный ужастик про беготню, кровищу, мясо и уродов. Но наверняка порадует всех, кто жаждет чего-то мало-мальски нового, необычного и смелого. Смелого не из-за центральной темы, а потому, что игра умудряется исследовать не какую-то гипертрофированную жестокость, а вполне рядовую и обыденную. Такую, до которой многие опускаются совершенно не задумываясь о последствиях. А когда разработчики умеют интересно и эффектно рассказать историю, то и на мелкие технические недостатки уже совершенно не обращаешь внимания.

Автор: Sergey Ageyev

Забыл пароль